Обряд «Похороны Стромы» (Похороны Костромы) в Нижегородской области

ОПИСАНИЕ, ФОТО И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕКТОМ

Жительницы с. Шутилово пляшут около чучела Костромы, с. Шутилово, Первомайский район, Нижегородская обл. Фото М.Ю. Зяблова, 2006 г. Личный архив Гальцевой О.В
Симаненкова Наталья Евгеньевна 1922 г.р., Новикова Евдокия Ильинична 1929 г.р., Семёнова Татьяна Васильевна 1926 г.р. около чучела Костромы, с. Шутилово, Первомайский район, Нижегородская обл. Фото М.Ю. Зяблова, 2006 г. Личный архив Гальцевой О.В
Жительницы с. Шутилово около чучела Костромы, с. Шутилово, Первомайский район, Нижегородская обл. Фото М.Ю. Зяблова, 2006 г. Личный архив Гальцевой О.В
Жители с. Шутилово пляшут и исполняют частушки около чучела Костромы, с. Шутилово, Первомайский район, Нижегородская обл. Фото М.Ю. Зяблова, 2006 г. Личный архив Гальцевой О.В
Симаненкова Наталья Евгеньевна 1922 г.р., Новикова Евдокия Ильинична 1929 г.р. оплакивают Кострому, с. Шутилово, Первомайский район, Нижегородская обл. Фото М.Ю. Зяблова, 2006 г. Личный архив Гальцевой О.В
Персонаж баба Яга в исполнении Новиковой Евдокии Ильиничны 1929 г.р. , с. Шутилово, Первомайский район, Нижегородская обл. Фото М.Ю. Зяблова, 2006 г. Личный архив Гальцевой О.В
Персонаж доктор констатирует смерть Костромы, с. Шутилово,Первомайский район, Нижегородская обл. Фото М.Ю. Зяблова, 2006 г. Личный архив Гальцевой О.В
Поминки по Костроме у одного из домов, село Шутилово, Городской Округ Город Первомайск, Нижегородская обл. Фото О.В. Гальцевой, 2024 г. Личный архив Гальцевой О.В
Дети разрывают на лугу чучело Костромы (не поле, а луг + в обряде принимают участие девочки), село Шутилово, Городской Округ Город Первомайск, Нижегородская обл. Фото О.В. Гальцевой, 2024 г. Личный архив Гальцевой О.В
После разрывания Костромы участники обряда собирают уцелевшие части чучела, село Шутилово, Городской Округ Город Первомайск, Нижегородская обл. Фото О.В. Гальцевой, 2024 г. Личный архив Гальцевой О.В
Участники обрядового шествия отдыхают у одного из домов, село Шутилово, Городской Округ Город Первомайск, Нижегородская обл. Фото О.В. Гальцевой, 2024 г. Личный архив Гальцевой О.В
Начало похоронного шествия, село Шутилово, Городской Округ Город Первомайск, Нижегородская обл. Фото О.В. Гальцевой, 2024 г. Личный архив Гальцевой О.В
Врач осматривает Кострому (одну из трех), село Шутилово, Городской Округ Город Первомайск, Нижегородская обл. Фото О.В. Гальцевой, 2024 г. Личный архив Гальцевой О.В
Врач осматривает первую Кострому, село Шутилово, Городской Округ Город Первомайск, Нижегородская обл. Фото О.В. Гальцевой, 2024 г. Личный архив Гальцевой О.В
Кострома, сделанная местными жителями, с плетухой для сбора денег на поминки, село Шутилово, Городской Округ Город Первомайск, Нижегородская обл. Фото О.В. Гальцевой, 2024 г. Личный архив Гальцевой О.В
Previous slide
Next slide
Плач по Костроме. Исполнители: Симаненкова Наталья Евгеньевна 1922 г.р., Новикова Евдокия Ильинична 1929 г.р., Семёнова Татьяна Васильевна 1926 г.р., с. Шутилово, Первомайский р-н, Нижегородская область, 18 июня 2006 г. Автор видео М.Ю. Зяблов
Вид обьекта

Традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры

Этническая принадлежность

Русские

Язык

Русский

Места бытования

Российская Федерация, Нижегородская область, Городского Округа Город Первомайск, c. Шутилово

Конфессиональная принадлежность

Православие

Географические координаты

54.867466, 44.108772

Краткое описание объекта


Обряд относится к заключительной (закрывающей) фазе Троицко-семицкого обрядового комплекса, и совершается ежегодно накануне Петровского заговенья. В южных районах Нижегородского Поволжья этот период традиционно считался границей, отделяющей весну от лета, что было в первую очередь связано с завершением весенних сельскохозяйственных работ. В этом смысле, по мнение К.Е. Кареповой, подобные обряды осмыслялись, как прощание, проводы или похороны весны. По материалам второй половины ХХ века обряд носил ярко выраженный аграрно-магический характер. Чучело Косторомы (Стромы), набитое соломой прошлогоднего урожая, всем селом провожали до озимого поля «несли на ржаные», где и разрывали, развеивая над новыми ростками. В своих интервью старожилы подчеркивали, что делалось это для того, чтобы был хороший урожай

Обряд похороны Костромы или Стромы приурочен к Петровскому заговенью. Ежегодно он разыгрывается в селе Шутилово Первомайского района Нижегородской области.
Шутилово – старинное русское село, некогда центр волости. В прошлом оно принадлежало двум помещикам, имело два церковных прихода, что и стало причиной, исторически сложившейся, обособленности (по улицам) местного сообщества. Скорее всего, именно поэтому Похороны Костромы в Шутилове традиционно устраивались на нескольких концах улиц, иногда одновременно в двух и даже в четырех местах. Инициатива в организации «похорон» по традиции принадлежала пожилым женщинам. «Так наши матери делали, так и мы будем делать, пока живы» – объясняли свои действия исполнительницы обряда.
Сам обряд похорон Костромы заключается в следующем. На Всесвятской неделе (следующей за Троицыным днем) пожилые женщины «рядят» Кострому, т.е. изготавливают из тряпок и набивают соломой антропоморфное чучело с ярко выраженными женскими признаками. Во второй половине XX – начале XXI веков это происходило в четверг или в пятницу, в 20-30 гг. ХХ века обряд начинался во вторник. В настоящее время «рядить» Кострому начинают в субботу. В первой половине ХХ века туловище куклы сшивали из старой холстины, набивали соломой, а для обозначения рук и ног вставляли палки. Во второй половине ХХ века для изготовления туловища и конечностей Костромы (Стромы) стали использовать поношенную трикотажную одежду с длинными рукавами и старые хлопчатобумажные чулки. Все это сшивают и плотно набивают соломой, а потом пришивают голову. Лицо Костроме по традиции рисуют на белой тряпке (были случаи, когда для обозначения лица использовалась новогодняя маска). Кострому одевают и сажают на лавку под окно дома. Все прохожие с поклоном здороваются с ней и оказывают всяческие знаки почтения. Одновременно идут приготовления к поминкам: люди кладут в специальную коробочку, стоящую около Костромы, мелкие деньги, а рядом продукты для общей трапезы. Таким образом, поминальное угощение собирается еще до её «официальной смерти».
Каждый раз Костроме отмеривается небольшой срок жизни, ближе к субботе Кострома начинает заболевать, а к концу дня умирает. Смерть Костромы обычно фиксирует врач. В 1983 г. женщины (исполнительницы обряда), причитая, понесли чучело на носилках в медпункт, где медсестра, включившаяся в игру, осмотрела Кострому и сообщила, что ничем помочь не может. После публичной констатации смерти, чучело Костромы укладывают по-покойницки на лавку, под голову подкладывают сухую траву, руки складывают на груди и накрывают белым покрывалом. Похороны Костромы происходят ближе к полудню в воскресенье. До этого Кострома лежит в проулке, выставленная на показ. Над ней причитают пожилые женщины, плач постоянно прерывается смехом. Примечательным является тот факт, что в этот момент исполняется настоящее, традиционное для данной местности, причитание по усопшему. Каждый проходящий мимо человек, может принять участие в этом «спектакле». В 2006 г., проходящий мимо мужчина, подошел к кукле и начал плакать, обнимая ее ноги, рассказывая всем, как он с покойницей ходил в баню, и как они там славно проводили время. Сидящие около Костромы женщины, сочувственно поддакивали и успокаивали мужчину, периодически все они переглядывались и хохотали.
Причина смерти Костромы – самая импровизированная часть обряда, в которой, буквально на ходу, придумывается история ее разгульных похождений с последующей скоропостижной смертью. Так, например, в 2006 г. про Кострому говорили, что она «блудня гуляща» и пьяница, плыла по реке и обморозилась. В 2024 г. Кострома скончалась от укуса колорадского жука.
К полудню к дому подтягиваются ряженные, в числе которых обязательно присутствует поп, врач, дальний родственник из города и другие самые неожиданные персонажи. Далее следует шутовское отпевание, которое проходит то под плач, то под хохот, после чего начинается похоронное шествие, оно сопровождается непристойными частушками, вольными монологами, возгласами, песнями и пляской. Соломенную куклу Кострому по традиции несут в ржаное поле, где ее разрывают с криками и смехом, подбрасывая вверх отдельные части и пучки соломы, после чего вся процессия возвращается обратно, где в том же проулке по «покойной» устраиваются поминки. Поминки проходят весело, с угощением, выпивкой, песнями и частушками, причем пища ставится прямо на землю, покрытую ткаными половиками, вследствие чего, всем присутствующим приходится рассаживаться на земле.
Необходимо отметить, довольно строгое разделение участников обряда на половозрастные группы. Так, рядят, отпевают, оплакивают и провожают Кострому пожилые женщины. Частушки, недвусмысленного содержания, исполняют замужние женщины среднего возраста. Молодые девушки, как нам показалось, вовсе не принимают участия в обряде, а вот мальчики-подростки сначала стоят в карауле около «покойной», а потом несут носилки с куклой на поле, после чего именно они разрывают куклу и разбрасывают части ее соломенного тела во все стороны

Чучело Костромы. Голова чучела (куклы) и часть одежды хранятся по домам у местных жителей

1. Сбор и документирование устных свидетельств, фотографирование и видеофиксация.
2. Поддержка и развитие со стороны местных учреждений культуры (Шутиловский СДК).

Население села Шутилова

Шутиловский СДК (есть музей праздника)

Экспедиция ННГУ 1982 г., с. Шутилово Первомайский р-н, собиратель: К.Е. Корепова

К.Е. Корепова Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. Спб., 2009

Обряд «Похороны Костромы» совершается в селе Шутилово ежегодно. В настоящее время он приобрел статус местного праздника. Несмотря на устойчивую структуру обрядового действия, со временем в нем происходят заметные изменения. Так, Кострома из старухи постепенно превратилась в женщину средних лет, а потом и вовсе в молодуху. Исчез караул из мальчиков, сократилось обрядовое действо.
В 2024 году инициатива по организации обряда стала исходить от Шутиловского сельского дома культуры при поддержке отдела Культуры администрации Городского Округа Город Первомайск. В обряде принимали участие культработники из соседних сел, было много приезжих. Кукол Костромы было три, что не нарушает традиции, но все они были собраны в одном месте. Поминки по Костроме (Костромам) были также общими и справлялись у сельского клуба. В исполнении обряда стала чувствоваться формальность и безучастность к происходящему отдельных исполнителей. Таким образом, можно отметить некоторое противостояние сохранившейся живой традиции, и ее сценического воплощения

Гальцева Ольга Валерьевна, заведующая сектором этнографии ГБУКНО «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник»