Обряд "Обычай охранять могилы новопредставленных родственников у старообрядцев Нижегородского Заволжья"

ОПИСАНИЕ, ФОТО И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕКТОМ

Кладбище в с. Светлое, Семёновский р-н, Ниж. обл
Фото О.В. Гальцевой, 2006 г
Кладбище в с. Светлое, Семёновский р-н, Ниж. обл
Фото О.В. Гальцевой, 2006 г
Previous slide
Next slide
Вид обьекта

Традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры

Этническая принадлежность

Русские

Язык

Русский

Места бытования

Российская Федерация, Нижегородская область, Городской округ Семёновский, д. Большое и Малое Зиновьево, село Светлое

Конфессиональная принадлежность

Старообрядцы-беспоповцы и православные

Географические координаты

56.675079, 44.489855

Краткое описание объекта


Обычай охраны могил обязывает родственников покойного три ночи подряд находиться в месте его захоронения. Придя на кладбище, родственники усопшего зажигают на могиле свечи, а зимой костры, читают псалтырь, молятся. Со слов исполнителей обряда, делается это для того, чтобы защитить душу покойного от нечистой силы. Особое значение в охране души усопшего имеют кровнородственные связи, так в случае смерти мужа, приоритет в исполнении обычая остаётся за детьми. Время, в течение которого необходимо находиться на могиле, у жителей разных населенных пунктов различно. Как правило, это темное время суток, которое может приходиться на разные часы, в зависимости от времени года. Особое значение придаётся посещению могилы в полночь – наиболее опасное для души новопреставленного время суток

Нижегородское Заволжье начинает активно заселяться старообрядцами в XVIII веке. После церковной реформы патриарха Никона (1650-1660 гг.) в глухие Заволжские леса бежали несогласные с церковными преобразованиями крестьяне, посадские люди, слобожане, стрельцы, а также представители знатных боярских родов и духовенства из Москвы, Новгорода, Твери, Соловецкого монастыря и других мест. Переселенцы осваивали берега рек Керженец, Кеза, Козленец. Нижегородское Заволжье становится духовным центром старообрядческого движения. В эту пору основывается и будущий город Семёнов – главный центр заволжского старообрядчества. В 1779 году Семёнов становится уездным центром. По официальным данным в конце XIX века в Семёновском уезде проживало более 100 тысяч человек, большую часть которых составляли старообрядцы различных согласий и толков, потомки переселенцев из самых разных уголков России.
Удаленность и изолированность здешних мест, глубокая вера и потребность чтить традиции «старины глубокой», позволили заволжским старообрядцам сохранить в своём обиходе обычаи и воззрения, восходящие к некогда общему для всего русского народа древнему культурному пласту. К таковым можно отнести и обычай охранять/сторожить могилы усопших родственников после похорон, бытующий у заволжских старообрядцев по сей день.
Обычай охраны могил обязывает родственников покойного три ночи подряд сидеть на его могиле. Там они зажигают свечи, а зимой разжигают костры, читают псалтырь, молятся. Делается это для того, чтобы защитить душу покойного, привязанную в этот период к месту захоронения: «душа стоит три дня на кладбищенских вратах» (Записано Д.В.Карабельниковым от Лещёвой Пелагеи Степановны, 1930 г.р., проживающей в д. Протазаново Ковернинского района, в июле 2006 года).
«Это нужно, чтобы не лётала, нечистая сила не забрала душу покойника к себе» (Записано Д.В.Карабельниковым от Абакумовой Нины Фроловны, 1928 г.р., проживающей в д. Большое Зиновьево Семёновского р-на Нижегородской области, в июле 2006 г.).
Особое значение в охране души усопшего имеют кровнородственные связи, так в случае смерти мужа, приоритет в исполнении обычая остаётся за детьми.
«Всю ночь (после похорон родственника) на могиле сидят, молятся и разговаривают с покойным, охраняют его от нечистой силы» (Записано Д.В. Карабельниковым от Лещёвой Пелагеи Степановны, 1930 г.р., проживающей в д. Протазаново Ковернинского района, в июле 2006 года).
«А сидят ночью родственники, потому что говорят – сойдутся в могилу-то все эти – беси. Так это, мол, не придут они, нас побоятся придти-то» (Записано Д.В. Карабельниковым от Климиной Зои Николаевны, 1933 г.р., проживающего в д. Филиппово Семёновского района Нижегородской области, в декабре 2006 г.).
«Я сама схоронила мужа, так я тоже ходила, со мной дети ходили. Мы его в Паромове похоронили. Придём, помолимся, посидим. А часов в 12 уходим домой» (Записано Д.В. Карабельниковым и О.В. Гальцевой от Ушаковой Александры Лаврентьевны, 1956 г.р., проживающей в д. Светицы Семёновского района Нижегородской области).
«А моя бабушка мне сказывала, она так сидела, караулила и говорила: «Не бойся, мы к тебе пришли. Не бойся, ты не один, мы с тобой» (Записано Д.В. Карабельниковым от Колбасиной Татьяны Григорьевны, 1963 г.р., проживающей в с. Светлое Семёновского р-на в декабре 2006 года).
Срок, в течение которого было необходимо охранять могилу умершего родственника, мог быть разным, например, сорок, девять, три, две и даже одна ночь.
«А до девятого дня это самое страшное время для души. Боится она. Вообще нужно бы все сорок дней ходить» (Записано Д.В.Карабельниковым от Климиной Зои Николаевны, 1933 г.р., проживающей в д. Филиппово Семёновского района Нижегородской области, в декабре 2006 г.).
«Кто как ходит, но обычно вечером, потемней когда, я вот, например, девять дней ходила» (Записано Д.В.Карабельниковым от Бесчастновой Марии Филипповны, 1938 г.р., старообрядки, проживающей в д. Яндовы Семёновского района Нижегородской области, в октябре 2006 г.).
«Надо сидеть у покойника два дня и две ночи, и молиться двадцать кафизм» (Записано Д.В. Карабельниковым и О.В. Гальцевой от Сироткиной Антонины, 1929 г.р., проживающей в д. Полом Семёновского района Нижегородской области, в октябре 2006г).
«Три ночи мы ходили, в основном у нас все ходят три ночи» (Записано Д.В. Карабельниковым и О.В. Гальцевой от Маслова Авдея Савельича, 1932 г.р., проживающего в д. Большое Зиновьево Семёновского района Нижегородской области, в июле 2006 г.).
Различным также может быть и время, в течение которого необходимо находиться на могиле. Как правило, это темное время суток, которое может приходиться на разные часы, в зависимости от времени года. Особое значение придаётся посещению могилы в полночь – это наиболее опасное для души новопреставленного время суток.
«Кто во сколько пойдёт, кто с вечера, кто часов в 11. Вот сюда на кладбище и ходят (в с.Светлое). Я сама схоронила мужа, так я тоже ходила, со мной дети ходили. Мы его в Паромове похоронили. Придём, помолимся, посидим. А часов в 12 уходим домой» (Записано Д.В. Карабельниковым от Ушаковой Александры Лаврентьевны,1956 г.р., проживающего в д. Светицы Семёновского района Нижегородской области).
«До сих пор мы ходим, не всю ночь, а до 12 часов сидим обязательно вечером уходим и скажем, зимой длинный вечер получается, летом покороче – пойдёшь перед заходом солнца» (Записано Д.В. Карабельниковым от староверческого старосты Маслова Авдея Савельича, 1932 г.р., проживающего в д. Большое Зиновьево Семёновского района Нижегородской области, в июле 2006 г.).
«Но сейчас, конечно ходят не так, как положено. Вот пришли, до двенадцати немного посидели и около часа уходят. А раньше более сидели, а в Зуево мы сидели ровно до трёх часов ночи» (Записано Д.В. Карабельниковым от Климиной Зои Николаевны, 1933 г.р., проживающего в д. Филиппово Семёновского района Нижегородской области, в декабре 2006 г.).

Псалтырь, церковные (или просто восковые) свечи

От поколения к поколению (внутри семьи)

Население деревень Большое и Малое Зиновьево, села Светлое

Личный архив Карабельникова Д.В.; личный архив Гальцевой О.В.

Первые этнографические данные о существовании у русских обычая охранять могилы родственников ночью после похорон были получены Ириной Андреевной Кремлевой в 1972 г. в деревнях Большое и Малое Зиновьево Семёновского района Горьковской (ныне Нижегородской) области. «Этнографические данные о существовавшем у русских обычае сторожить могилу в первую ночь после похорон пока получены только в Горьковском Заволжье. По русским традициям, сохраняющимся ещё и по сегодняшний день, мёртвого недопустимо оставлять в одиночестве, но лишь до похорон. Очевидно, обычай сторожить могилу у русских сохранился лишь в немногих местах… Однако ряд данных позволяет предположить, что прежде он был распространен достаточно широко» [Кремлёва И.А. Об эволюции некоторых архаичных обычаев у русских \ Русские: семейный и общественный быт. М. 1989. С. 258.].
Экспедиционные исследования 2006 года позволили не только зафиксировать полную сохранность традиции в упомянутых И.А. Кремлевой селениях, но и расширить ареал ее бытования сёлами Светлое и Святицы, деревнями Лисино, Филиппово, Зуево, Хахалы, Медведево и Паромово

Кремлёва И.А. «Об эволюции некоторых архаичных обычаев у русских»\Русские: семейный и общественный быт. М. 1989. С. 258

В настоящее время обычай исполняют уже не во всех семьях, почти не читают псалтирь. На могиле, просто, громко разговаривают

Гальцева Ольга Валерьевна, заведующая сектором этнографии ГБУКНО «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник»